Кейс. Трансформация образования в СПГХПА
По многим свидетельствам, кафедра промышленного дизайна СПГХПА имени А.Л. Штиглица добилась в России наибольших успехов в организации взаимодействия между образованием и компаниями-работодателями. В 2011 году преподаватели кафедры подняли вопрос о несостоятельности существующей практики подготовки промышленных дизайнеров. Стандартизованная, унифицированная образовательная система приводила к тому, что даже хороший студент, окончив обучение, не мог трудоустроиться, например, в компанию – производителя грузовых автомобилей просто потому, что у него в портфолио не было ни одного учебного или творческого проекта грузовой машины, а такое требование предъявлял потенциальный работодатель.
Кафедра пошла на эксперимент, решив перенести внимание с абстрактных образовательных программ и процессов на сугубо практическую подготовку специалистов, которые после окончания бакалавриата в условиях длительной стажировки (или нескольких стажировок) на реальном рабочем месте постепенно становились бы профессиональными дизайнерами.
Было принято решение начать с направления «Дизайн средств транспорта». Студии автомобильных компаний примерно одинаково устроены, профессиональное сообщество относительно однородно, есть общепринятые проектные методы, инструментарий, программное обеспечение и т.д. Формирование новой программы было ориентировано на деятельность мировых концернов. Но как конкурировать по качеству подготовки с вузами, обладающими такой материально-технической базой, обеспечить которую не всегда представляется возможным?
Решили пойти по традиционному пути для академии, которая еще с советских времен славилась своими связями с промышленными предприятиями, и воспользоваться уникальным ресурсом – большим количеством выпускников собственного и других отечественных вузов, которые работают в мировой автомобильной индустрии и хорошо знакомы друг с другом. С ними начали встречаться, разговаривать о задуманной эволюции Школы транспортного дизайна, предлагать вместе реализовывать образовательные проекты.
Основная идея была такова: дизайнер находится внутри индустрии, он носитель самых актуальных знаний и навыков, понимает, какие продукты востребованы на рынке. Так пусть берет в качестве наставника себе студента, а кафедра будет модернизировать свои программы с учетом опыта каждой такой образовательной практики.
Результат взаимодействия оказался успешным, и в 2014–2015 годах методику решено было масштабировать на все направления промышленного дизайна. Хотя были и риски. Во-первых, промдизайн объединяет слишком разные сферы, поэтому в нем нет очевидного единого профессионального комьюнити, к которому можно обратиться, действуют десятки разных программных экосистем с различными требованиями, которые один человек изучить не в состоянии. Во-вторых, опасались не соответствовать полуторавековой истории самой академии, которую предстояло трансформировать и достраивать.
Новая система могла начать успешно работать только при условии, что все три группы участников будут заинтересованы в этом: предприятия/студии, академия, студенты. Преподаватели решили: академия должна научить студента правильно работать, дать самые основные навыки и открыть возможности – договориться с предприятиями о кураторстве проектов и свести между собой студента и потенциального работодателя. Все остальное должно зависеть только от студента и его мотивации. Сергей Хельмянов, заведующий кафедрой того периода, прокомментировал так: «Хочешь проектировать кроссовки – хорошо, мы тебя сведем с компанией, которая их проектирует. Остальное зависит от тебя. Не понравишься – будем искать тебе другое предприятие, понравишься – значит мы почти решили задачу твоего трудоустройства».